Меню
Бесплатно
Главная  /  Тематические  /  Экспрессии искусственные и спонтанные психология. Экспрессия — что это и как она проявляется? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Экспрессии искусственные и спонтанные психология. Экспрессия — что это и как она проявляется? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru

Размещено на http :// www . allbest . ru

Введение

Термин «экспрессия» [с лат. Expressio] - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессия толкуется также, как предъявление во вне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т.д.

Каждый человек, живущий на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению. Каждый из нас с первых шагов пытается понять, что кроется за улыбкой. выражением глаз другого человека. Такие задачи незаметно сопровождают жизнедеятельность человека на всех этапах его развития, а результаты их решения оказывают непосредственное влияние на возникновение либо затруднений в общении, либо ощущения успеха и удачи.

Не проходящий интерес человечества к проблеме взаимосвязи "души и тела" стал источником развития различных направлений исследования экспрессивного поведения, сделал его предметом философских, этических, искусствоведческих, психологических дискуссий. Сегодня наблюдается повышенный интерес к тем сторонам экспрессии, которые несут информацию об индивидно-личностных характеристиках человека.

1. Изучение экспрессии как внешнего Я личности

Из обзора размышлений психологов, принадлежащих к различным направлениям изучения экспрессии личности, следует, что она состоит из статических и динамических подструктур.

Во-вторых, исходя из источников формирования экспрессии, внешнего «Я» личности, в его подструктуры входят социальные выразительные движения и выразительные движения, имеющие генотипическую основу.

В-третьих, экспрессия человека раскрывает его внутренний мир во всем его многообразии и в то же время является существенным способом маскировки этого мира. Выразительное поведение не только выполняет экспрессивную функцию, но и участвует в формировании психических состояний человека, его аффективных реакций, поэтому оно не всегда соответствует действительным переживаниям человека. Социальная, культурная фиксация форм выражения, способов проявления внутреннего во внешнем создает условия для появления конвенциальных совокупностей выразительных движений. Они, наряду со спонтанными выразительными движениями, включенными в структуру тех или иных психологических образований, выступают в роли средства общения, воздействия, регуляции, формирования внешнего, экспрессивного Я личности.

Таким образом, под внешним, экспрессивным "Я" личности понимается совокупность устойчивых (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное поведение), организующихся в пространственно - временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности. С этих позиций экспрессия как внешнее "Я" личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может обсуждаться в следующих направлениях:

1) в качестве выразительных компонентов общей, психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений);

2) как экспрессивная структура актуальных психических состояний личности;

3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому;

4) в качестве средства выражения свойств и качеств личности;

5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (экспрессивные программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него);

6) в качестве экспрессивных компонентов социального статуса личности;

7) как средство выражения личностью ее тождества с определенной группой, общностью, культурой;

8) в качестве "экспрессивных масок" маскировки внешнего "я" личности;

9) как средство демонстрации и создания социально-приемлемых форм поведения;

10) в качестве показателя личностных способов разрядки в стрессогенных ситуациях.

Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она может быть изучена с точки зрения использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов) для: 1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в общении; 3) для придания определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации".

В экспериментальной психологии предпочтение отдается изучению динамических компонентов Экспрессии -- совокупности выразительных движений, которые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преимущественно с помощью оптической системы. К визуальным средствам общения в англо-американской психологии относят также кинесику -- это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих различную информацию либо с точки зрения одного партнера, либо с точки зрения другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), которые имеют достаточно четкую семантику.

2. Экспрессивный репертуар личности

Интенсивность, динамика, симметрия - асимметрия, гармония - дисгармония движений, типичность - индивидуальность - все это характеристики экспрессивного репертуара человека. Разнообразие элементов экспрессивного поведения, быстрота их смены, гармоничность, индивидуальность, доступность для отражения партнером свидетельствуют о наличии у субъекта экспрессивной одаренности, способности к передаче тех параметров своей личности, которые адекватны общению. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не только о том, что человек не владеет " экспрессивным языком души", что у него низкий уровень развития экспрессивной одаренности, но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов.

В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела -- позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. (Н.В. Тарабрина).

Физиогномика - это учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в более широком смысле ~ это учение о выразительных формах какой-либо области действительности и искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление).

Характерная особенность «мимических картин» эмоциональных состояний проявляется в том, что каждое мимическое выражение включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других.

Особо важное значение для физиогномического анализа имеют те неосознанные выражения, которые словно «примерзают» к лицу настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности. Когда некое выражение «припечатывается» к лицу, человек перестает его замечать, оно становится частью его самого и он осознает только его отсутствие.

Один из главных выводов физиогномического подхода к экспрессивному Я личности является заключение о том, что люди со сходной внешностью имеют однотипную структуру личности, но это утверждение подвергается сомнению многими исследователями как слишком обобщенное.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Наблюдая за человеком, можно понять эту игру чувств.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). Для диагностики такая «картина выражения» достаточно проста, так как представлена четко. Более сложными для распознавания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки непостоянны и менее выражены, однако, и в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

С целью исследования экспрессии лица применяются различные методические приемы, в основе которых лежит процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации: вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фото-кино-видеозапись.

Основные функции экспрессии лица и мимики по мнению многих исследователей следующие: развитие контактов матери с ребенком, демонстрация отношения к другому, установление обратной связи; информация о состояниях человека; комментирование речевого поведения.

Экспрессия лица: являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, неразрывно связана со взглядом человека. Приступая к изучению выражения лица как мерила личности и характера, человек оказывается на более или менее знакомой почве, поскольку неосознанно занимается этим всю жизнь. Большинство людей в процессе общения концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Основное внимание здесь должно быть направлено на глаза. Везде и повсюду глаза считаются зеркалом души.

Конечно, выражение глаз меняется, но чтобы понять человека, нужно определить типичное для него выражение глаз. Одни глаза грустные, другие злые, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. «Контакт глаз» - это обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На динамику контакта глаз влияют следующие факторы: степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные особенности, система отношений между партнерами. Анализ контакта глазами позволяет проанализировать характер отношений между партнерами. В качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются:

1. временные параметры смотрения друг на друга (частота, длительность контакта),

2. пространственные характеристики взгляда (направление движения глаз: глаза в глаза, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево).

3. интенсивность взгляда (пристально, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»).

Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.

Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации" вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.

Поза - это определенное положение частей тела человека (головы, плеч, туловища, рук, ног) в пространстве. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса (поза «победителя», поза «провинившегося ребенка», поза «высокомерного человека»).

Позы позволяют диагностировать:

1. этапы общения (начало контакта (расположенность к общению) проявляется в повороте и наклоне не только головы, но и всего туловища, включая ноги (носки ног) в сторону партнера; о выходе из контакта говорят в первую очередь носки ног и поворот корпуса, а затем только поворот головы);

2. степень эмоционального напряжения (напряженные позы - жесткие, неподвижные, наклонены вперед, либо назад);

3. агрессивность партнеров по общению (сокращение дистанции общения, наклон корпуса вперед, напряженность позы в целом).

Кроме того, для правильного понимания позы необходимо учитывать: культурные традиции; возрастные ограничения; половые различия в использовании тех или иных поз.

Дистанция - величина расстояния между людьми, влияющая на их поведение и отношения, и зависящая от них. Характеристики дистанции эволюционно связаны с ареалом обитания, пропитанием и безопасностью.

По физическому расстоянию между общающимися выделяют следующие дистанции общения:

1. интимная, ближняя (менее 40 см) - для родственников и ближайших друзей;

2. личная (50-120 см) - для хорошо знакомых людей, для друзей;

3. деловая (120 см) - для приемлемых людей, деловых партнеров;

4. общественная, социальная (более 120 см) - для малознакомых и незнакомых, малоприемлемых людей.

Размеры дистанций индивидуальны и зависят от условий, в которых жил, живет и работает человек, от его общественного положения, национальных особенностей, от его общительности, контактности и др.

Темперамент -- характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов.

Основные типы темпераментов:

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип НС.

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

Холерик сильный, неуравновешенный, подвижный.

Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.

Итак, темперамент входит в структуру характера, но не отражает содержательную сторону личности (мировоззрение, убеждения, интересы), которая связана с характером. В анализе структуры характера на первое место выдвигается отношение личности к объективной действительности, а затем уже свойства темперамента.

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддаются регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека, о его психомоторной активности (то есть о свойствах темперамента).

Жесты - движения рук и кистей рук. В психологии невербального общения жесты принимаются прежде всего как средство выражения и передачи информации, то есть выполняют диагностическую, коммуникативную, регулятивную и выразительную функции. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии, об интенсивности переживания человека и о многом другом.

Самая широкая классификация жестов - это деление их на две группы:

1. естественные,

2. искусственные языки жестов (язык глухонемых, жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков).

Классификация жестов на основе их ведущей функции в общении:

1. коммуникативные жесты, заменяющие в речи элементы языка - приветствие, прощание, угроза, привлечение внимания, приглашение, запрещение, оскорбление, утверждение, отрицание, вопрос, благодарность, примирение. Все перечисленные жесты понятны и без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

2. описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

3. модальные жесты - выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенность, незнание, страдание.

Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности.

3. Экспрессия Я внешнего и Я внутреннего

Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица -- дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики -- это своеобразный визуальный знак истинного отношения к другому человеку, это знак внутренней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состояния, а состояния, переживаемые конкретным человеком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и соответственно трудности их однозначного понимания.

На протяжении столетий, в процессе социализации человечество разрабатывало приемы формирования внешнего Я личности и представлений о нем. В качестве таких приемов выступает социокультурная разработка «экспрессивных масок», отбор совокупности движений, делающих поведение человека социально приемлемым, успешным, привлекательным. «Окультуривание экспрессии» является одним из механизмов контроля не столько над телом человека, сколько над его личностью. С точки зрения одного из известных исследователей невербальных коммуникаций А. Шефлена, любой элемент экспрессии (от позы до контакта глаз) существует для того, чтобы установить, сохранить, ограничить отношения между взаимодействующими людьми. Поэтому заинтересованные общественные институты ведут не просто разработку требований к экспрессивному поведению человека, а осуществляют с его помощью трансляцию социально желаемого спектра черт, состояний, отношений, которые должны иметь четкое внешнее выражение. Например, на протяжении долгого времени «настоящим» считался человек, имеющий простое лицо с крупными чертами, большие руки, широкие плечи, массивную фигуру, белозубую улыбку, прямой взгляд, четкий жест и т. д. и отличающийся действенностью, упорством, стойкостью, мужеством. Все те, кто в силу природных обстоятельств или условий воспитания не соответствовал этой поведенческой модели, рисковали прослыть «гнилыми интеллигентами».

Несмотря на явное преобладание в структуре экспрессии малоосознаваемых невербальных паттернов поведения, субъект использует выразительные движения не только в соответствии с их главной функцией выражать, но и в целях маскировки его действительных переживаний и отношений, что становится предметом особых усилий, приводящих к развитию управления и контроля за внешним Я личности. Приемы целенаправленного изменения экспрессивного внешнего Я, его маскировки разрабатывались представителями психологии сценического мастерства. Они связывали эти умения с экспрессивной одаренностью личности, которая в рамках проблемы формирования экспрессивного Я личности может быть интерпретирована как совокупность способностей «выстраивать» свое внешнее Я, «выявлять внутреннее «я» путем внешнего «я». В этот процесс «выстраивания» включены как когнитивно-эмоциональные, так и поведенческие механизмы, среди которых особое место занимает представление о своем внешнем Я и его соответствие реальному, действительному Я личности.

Заключение

экспрессивный личность психологический дисгармония

Таким образом, существуют биогенетические концепции взаимосвязи психических состояний и экспрессии человека, социокультурные и социально-психологические, в которых развивается мысль о том, что отношения между внешним и внутренним являются противоречивыми, опосредованными опытом общения и группового взаимодействия. Экспрессивное Я человека раскрывает его внутренний мир во всем его многообразии и в то же время является существенным способом маскировки этого мира.

Литература

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5-16.

2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.1989. С.5-20.

3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -- Ростов н/Д: Феникс, 1999. -- 608с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1989. С.157-164.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Танец и танцевальное взаимодействие. Роль социальных и социально-психологических факторов в возникновении и развитии танца. Анализ танцевально-экспрессивного репертуара личности. Понимание танца как особой формы экспрессивного поведения личности и группы.

    статья , добавлен 14.09.2013

    Понятие гармонии личности. Становление предметного мира. Глубина дисгармонии личности. Определение собственного места в жизни и стремления к поставленным целям. Проявления здорового человека. Соразмерное существование психического и духовного бытия.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Биологические, генетически заданные предпосылки личности. Выработанные привычки и предпочтения. Набор основных психофизических черт и особенностей человека.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2010

    Целенаправленное формирование личности человека с учетом конкретных его физиологических и психологических особенностей. Важнейшие признаки личности, основные факторы, влияющие на успешность воспитания. Создание благоприятных условий воспитания в семье.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Сочетание психологических особенностей человека, его характера, темперамента, особенностей психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшихся способностей. Основные потребности и мотивы деятельности личности.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Понятие и внутренняя структура личности, ее генетические и средовые детерминанты. Основные периоды жизни человека. Принципы возрастной психологии. Исследование влияния социально-психологических особенностей на развитие личности в зрелом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Основные положения периодизации психического развития личности. Анализ особенностей психического развития личности на различных возрастных этапах. Общие закономерности, темп, тенденции и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Основные подходы к изучению личности в психологии. Ориентации личности. Характеристика психологических качеств спортсмена-боксера. Динамика развития личности, процессы становления и существования. Роль спортивной деятельности в формировании характера.

Экспрессия человека в качестве динамических компонентов включает самые разнообразные вырази­тельные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,позы, интонационно-ритмические характеристики го­лоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяю­щимися психическими состояниями человека, его отно­шениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые представляют основу экспрессивно­го Я личности Традиционно самое большое внимание уделяется исследованию экспрессии лица или мимике, взгляду, поэтому начнем рассмотрение динамических компонентов в структуре экспрессивного Я личности с этих средств выражения.

2.2.1. Экспрессия лица и взгляд

Лицо является важнейшей харак­теристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репер­туара личности. Лицо человека осуществляет, особен­но на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю после­дующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.

Сокращение лицевых мышц происходит в соответ­ствии с теми или иными состояниями человека, обра­зуя то, что называют мимикой лица. Каждая мина пред­ставляет собой сокращение многих лицевых мышц, что обусловлено тем, что все мимические мышцы развива­ются из общего зачатка и иннервируются одним лице­вым нервом (176). Данные экспериментальной психоло­гии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных дви­жений мимических мышц. Обычно мимику анализиру­ют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических парамет­ров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - асимметрия, динамика, амплитуда); 3) в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражении лица; выраже­ния, принадлежащие определенной культуре; выраже­ния, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения. Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о ми­мическом знаке в целом или об отдельных его элемен­тах.

На основе анализа зарубежной и отечественной ли­тературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была составлена схема опи­сания мимики шести эмоциональных состояний (ра­дость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движени­ями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак пред­ставляет следующее: «брови подняты вверх, губы плот­но сжаты» и т. д. «Для психолога существует, - писал П. П. Блонский, - «расширение ноздрей» - при удо­вольствии, «оттягивание рта книзу» - при неудоволь­ствии. Психолог не должен игнорировать значение мускулов, но его реальная единица - движение сочле­нений, то есть то или другое движение черт лица» (23. С. 96). Сложные мимические признаки являются необ­ходимыми, постоянными, но в то же время могут вхо­дить в структуру мимики различных состояний. В свя­зи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс при­знаков мимики.

Предлагаемая схема описаний мимики строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить уни­версальные признаки для определенного типа состоя­ний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Таблица 1 наглядно демонстрирует сочетание различных типов

Таблица 1

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Экспрессивное Я личности

Презрение

Страдание

Удивление

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раск­рыты или припущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза при­щурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо дина­мичное

мимических признаков в структуре экспрессии лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмо­циональных состояний является то, что каждый симп-томокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфичес­кими для выражения одних состояний и неспецифичес­кими для выражения других Например, такие призна­ки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается», «глаза прищурены» соответствуют ряду от­рицательных состояний (см табл 1). Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появ­ляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д), так и положительных (радость) Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он несет информацию только в контексте с другими признаками и представляет воз­можный вариант выражения этого состояния.

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состо­яний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются - расширя­ются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состояний и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответ­ствуют интенсивным проявлениям состояния. Для рас­познания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко Более сложными для распознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации ми­мики основных эмоциональных состояний.

К Леонхард (242), используя принцип деления лица на определенные зоны, дифференцировал состояния на основе ведущего элемента лицевой экспрессии, кото­рый является его индикатором. Данная работа представ­ляет одну из попыток классифицировать экспрессию, избегая обозначения ее в терминах психических состо­яний, которые она выражает К. Леонхард анализиру­ет «топографию мимического поля», динамику, отноше­ния отдельных движений лица и выделяет наиболее характерные из них, фиксируя состояния, приводящие к активности соответствующие фракции лица. На ос­нове этих признаков он классифицирует различные состояния. Его классификация выглядит следующим образом.

Мины «области лба» Напряжение Страх Внимание Мины «области подбородка и носа»

Стремление Отвращение Порицание Мины «области рта» Удивление Отвращение Упрямство Волевое напряжение Сомнение Обдумывание Терпение Страх Радость

Мины «области глаз» Легкое внимание Удовлетворение Симпатия Антипатия Размышление Оценивание Вопрошание Мины «области щек» Страдание Скорбь «Неспецифические мины» Мины смеха Мины слез Смущение Мины «интегральные»

Пренебрежение Презрение Восхищение Сострадание Одобрение Нерешительность

Фризен (225), изучая сокращения лицивых мышц пришли к выводу, что существует три сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конст лица), относительно стабильные сигналы (внестабильные- кожи, расположение морщин, тонус мышц ни« <Ч> признаки, претерпевающие изменения в тече-ны* %1зни человека), нестабильные - кратковремен-бил изменения движений мышц лица. Среди нестабильных сигналов ими выделены символические или именений атвческие, имеющие четкое вербальное значе-"вещающие слово (например, подмигивание гла-

носа) На основе анализа сокра-

Milrj\J\ мышц лица, приводящих к определенной Ибеской картине, а также учитывая изменения в тонусе отдельных частей лица, их взаимодействие, по­явление специфических морщин, они составили табли­цы признаков, характерных для трех зон лица (брови - лоб, глаза - веки, основание носа, нижняя часть лица и щеки), для каждого эмоционального состояния. Результатом проделанной работы было создание фото­эталонов естественных мимических выражений основ­ных эмоций и «метода кодирования выражений - FAST». Данный «метод» позволяет провести анализ эк­спрессии с точки зрения наличия в ней мимических признаков основных эмоций. Паттерны экспрессии лица, послужившие основанием для создания фотоэта­лонов, приводятся ниже.

УДИВЛЕНИЕ

1. Брови округлены и высоко подняты.

2. Кожа под бровями натянута.

3. Горизонтальные морщины на лбу.

4. Веки раскрыты.

5. Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

1. Брови приподняты и сдвинуты.

2. В центре лба появляются морщины.

3. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято.

4. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.

ОТВРАЩЕНИЕ

1. Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слег­ка выпячена

2. Нос наморщен.

3. Щеки подняты.

4. Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины.

5. Брови опущены, как и верхние веки.

1. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

2. Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами.

3. От носа к внешнему краю губы тянутся морщи­ны (носо-губные складки).

4. Щеки подняты.

5. Верхние веки спокойны, под нижними образуют­ся морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены.

6. У наружного края уголков глаз появляются мор­щинки - «гусиные лапки».

1. Внутренние уголки бровей подняты вверх.

2. Кожа между бровями треугольной формы.

3. Внутренние утолки верхних век приподняты.

4. Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.

1. Брови опущены и сведены.

2. Между бровями вертикальные складки.

3. Нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены.

4. Глаза неподвижные, могут казаться выпученными.

5. Губы находятся в одном из двух положение: креп­ко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике.

6. Ноздри могут быть расширены.

Позже, наряду с вышеназванной методикой анали­за экспрессии лица, появляется усовершенствованный вариант - FACS - система кодирования активности лицевых мышц (226). Методика предназначена не толь­ко для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. «Система кодирования активности лицевых мышц», как отмечает В. Трусов (180), имеет ряд уникальных характеристик. Первая заключается в том, что методика основана на совершен­ном знании функциональной анатомии лица. Вторая особенность выражается в применении для анализа экспрессии дискретных, едва различимых изменений тонуса мышц. Эксперт должен заметить самые различ­ные изменения, зная дискретные единицы и хорошо владея данными о функциональной анатомии лица. Среди недостатков этого метода можно отметить то, что для его применения в практической работе требуется специальная подготовка, а также то, что далеко не все изменения тонуса мышц могут быть зафиксированы человеком. Использование технических средств не пре­дусмотрено разработчиками данного метода. Кроме этого, эксперт должен разбираться как в статических, так и в динамических компонентах выражения лица. Ему необходимо учитывать особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса мышц.

Методику «FACS» отличает от многих других спосо­бов кодирования экспрессии применение экспертом цифрового кода для записи дискретных единиц мышеч­ных изменений. На базе данного метода осуществлено большое количество исследований и подтверждена валидность системы кодирования активности лицевых мышц, разработанной П. Экманом и его коллегами.

Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись раз­нообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различны­ми способами фиксации" вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокино­видеозапись. В результате многолетней работы иссле­дователей, работающих в области психологии экс­прессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответ­ствующие им способы кодирования.

Критерии эффективности способов фиксации и из­мерения экспрессии лица были разработаны в 80-е годы нашего столетия рядом психологов, но наиболее при­знанной «шкалой оценки», используемых приемов ко­дирования является «шкала», предложенная П. Экманом (227). Им осуществлен анализ имеющихся методов измерения лицевой экспресии по следующим парамет­рам: способ (база) выделения единиц экспресии; тип акции - степень обобщенности, время акции и ее ин­тенсивность. Итак, П. Экман обращает внимание на то, как были выделены акции (отдельные движения), на­сколько они детализированы или обобщены, позволяет ли предлагаемый способ фиксации акции учесть времен­ные и интенсивностные параметры движения. На осно­ве вышеизложенных критериев он классифицирует ис­следования, в которых представлены экспрессивные коды или предлагаются способы их записи.

Несмотря на достижения в области кодирования экспрессии лица, многие единицы анализа являются весьма условными. Отдельные зоны лица входят в еди­ную целостную систему, и изменение какого-либо ком­понента мимического знака приводит к изменению его психологического смысла. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элемен­ты, которые придают ему основное значение. П. Экман (226) установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с трудом оп­ределяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицировались удивление, страдание, радость, страх, но не распознавалось удивление. Наи­большие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Анализируя эти данные, П. Экман пришел к выводу, что точность восприятия эк­спрессии лица значительно выше тогда, когда она предъявляется как целостный знак.

Л. М. Сухаребский также отмечает, что для понима­ния мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдель­ные мимические зоны лба, глаз, рта - действуют как звенья единой целостной системы (176. С. 216-218).

Целостность, динамичность - главные характерис­тики мимики как элемента экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. Исходя из этого факта, за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица.

Таким образом, двойная регуляция (биологическая и социальная), динамичность, целостность мимики, а так­же характеристики, производные от вышеперечислен­ных: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики явля­ются ее основными параметрами как элемента экспрес­сии личности и определяют ее функции в межличнос­тном общении.

По мнению многочисленных исследователей, эксп­рессия лица, мимика несут, главным образом, информа­цию о состояниях человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение, являются одним из важных соци­альных стимулов в развитии контактов матери и ребен­ка, Высокая социальная значимость экспрессии лица повлияла на развитие мимического репертуара, спосо­бов его интерпретации, послужила основанием для выработки конвенциальных, мимических масок, экспрессивных способов психологической защиты. Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика яв­ляется наиболее контролируемым явлением со сторо­ны субъекта. Как известно, данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном (225) в процессе разработ­ки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - «способность к пере­даче информации». Лицо человека является самым мощным передатчиком информации: лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с состоянием чело­века; они могут создавать значительное число паттер­нов выражения; лицо является видимой частью тела, представленной наблюдателю. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица.

В различных направлениях психотерапии отмечает­ся факт неосознанного отношения человека к экспрес­сии своего лица. Так, Лоуэл пишет: «Вот на лице паци­ента возникает усмешка и мы интересуемся, почему он усмехается. К нашему удивлению, он отвечает, что и не думал усмехаться... Оказывается, что человек, погло­щенный наблюдением за реакцией на себя окружаю­щих, часто не осознает выражения собственного лица» (109. С. 106). Такие неосознанные выражения, по мне­нию психотерапевтов психоаналитического направле­ния, подобны случайным оговоркам, и на них еще мно­го лет назад обращал внимание сам Фрейд. Кроме этого Лоуэл отмечает, что еще большее значение в психоте­рапии имеют те неосознанные выражения, которые словно примерзают к лицу, да настолько, что окружа­ющие воспринимают их как часть личности, а сам че­ловек перестает их замечать. «Словно старая привыч­ная одежда, - пишет Лоуэл, - эти выражения до такой степени становятся частью нас самих, что мы осозна­ем лишь их отсутствие» (109. С. 106).

Рассматривая с этой точки зрения проблему регуля­ции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.

Несмотря на социальный и субъективный контроль в ситуациях эмоционального напряжения, в ситуациях, имеющих личностное значение, мимика раскрывает действительное отношение к партнеру, к происходя­щим событиям. На основе взаимосвязи между отдель­ными зонами лица судят о гармоничности - дисгармо­ничности мимики. Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответ­ствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармонич­ностью. Рассогласование мимических движений (верх­ней и нижней части лица - дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Вспомните А. С. Пушкина:

Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела.

Недаром лик сей двуязычен. Такой и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин.

Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики - это своеобразный визуальный знак истин­ного отношения к другому человеку, это знак внутрен­ней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состо­яния, а состояния, переживаемые конкретным челове­ком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и со­ответственно трудности их однозначного понимания.

Основное внимание в работах, направленных на изучение экспрессии лица, уделяется поиску экспрес­сивных кодов, соответствующих тем или иным эмоци­ональным состояниям. Благодаря усилиям огромного количества исследователей получены данные, которые говорят о существовании экспрессивных кодов состоя­ний. Но до сих пор их диагностические и коммуника­тивные функции остаются предметом спора в связи с проблемой кодирования и декодирования, существую­щей в психологии невербального общения. Мимика является индикатором различных состояний, но связь между экспрессией лица (знаком) и его значениями (психическими состояниями человека) неустойчива, ее форма и содержание зависят от многочисленных пере­менных общения. «Самое простое движение, невольное дрожание губ может стать развязкой ужасной драмы, которая долго таилась в двух сердцах» (О. Бальзак).

Диапазон выражений лица, сопряженных с эмоцио­нальными состояниями личности, колеблется в преде­лах общего типа, свойственного определенному соци­альному коллективу. Выполнение экспрессией лица индикативных функций возможно не только потому, что она обусловлена единым нервно-генетическим ме­ханизмом, но и потому, что вариабельность выражений, многозначность их смыслов ограничена социокультур­ными нормами общения и выражения своего Я.

Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонен­тами экспрессии, особенно с физиогномическими па­раметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. Идея о том, что глаза - зеркало души, про­низывает все трактаты о внешности человека, его экс­прессии. К. С. Станиславский писал, что взгляд - «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу...» (172. С. 307). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоу-элу. С. 106), основное внимание должно быть направ­лено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах».

Динамические (направленность взгляда, время фик­сации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо конт­ролируемые мускулы лица остаются неподвижными. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые чело­век пытается скрыть как от себя, так и от других. Прак­тически невозможно скрыть качество взгляда, особен­но тогда, когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость - это свыше его сил. Она... сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на попри­ще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (53. С. 69). Естественно, что потребность в маскировке взгляда, как и мимики, развивалась в связи с их высокими диагно­стическими возможностями, как своеобразный защит­ный механизм.

Модальность состояния, переживаемого личностью, влияет на такие признаки взгляда, как: блеск - туск­лость; теплота - холодность; открытость - непрони­цаемость; статичность - подвижность; поверхност­ность - глубина; сосредоточенность - рассеянность. Продолжительность, сосредоточенность, подвижность взгляда описывается обычно с помощью следующих определений: беглый, быстрый, неторопливый, длин­ный, короткий, долгий, мгновенный, мимолетный, стре­мительный. Психофизиологические особенности взгля­да менее изучены в психологии экспрессивного поведения, чем его динамические характеристики. Это обусловлено тем, что психофизиологические аспекты

взгляда трудно поддаются экспериментальному изуче­нию. Они чаще всего представлены в описательном плане (искристые глаза, потухший взгляд и т. д.) и рас­сматриваются как метафорические характеристики, привнесенные в исследования «наивными» наблюдате­лями и подчерпнутые из произведений искусства. Н. За­болоцкий в стихотворении «Портрет» пишет:

Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. ...

(Н. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. С. 129)

«Ускользающий» от традиционных методов изуче­ния взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуа­ре, сообщая о динамических и статических аспектах структуры личности, выполняя функции идентифика­ции. Например, прямой взгляд - это может быть не только характеристика взгляда в данный момент обще­ния, но и отражение устойчивого свойства личности - прямоты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья - это манера смотрения на других людей, которая в сочета­нии с настороженным выражением лица свидетельству­ет о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т. д. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» - все эти наименования взгля­да не столько принадлежат научной психологии, сколь­ко отражают обыденный опыт. Но думается, что данный опыт намного правдивее и богаче, чем опыт экс­периментального изучения взгляда, который отражает, главным образом, динамические характеристики взгля­да (темп, длина, направленность). Данные параметры взгляда исследуются в контексте невербальной инте­ракции, поэтому мы их рассмотрим в соответствующем разделе книги.

Взгляд сопряжен с выражением лица и другими эле­ментами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радост­ный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Если рассматривать взгляд с точки зрения различных классификаций отношений человека, то взгляд бывает: дружеский - враждебный (агрессивный); искренний - неискренний; доверчивый - недоверчивый; уверен­ный - неуверенный; принимающий - неприязнен­ный; покорный - доминантный; понимающий - не­понимающий; ласковый - грубый; отчужденный - включенный; отталкивающий-притягивающий. Навер­ное, различные выражения глаз можно расположить на шкалах отношений, предложенных В. Столиным (174). В соответствии с этими шкалами взгляд человека вы­ражает: симпатию - антипатию; уважение - неуваже­ние; доверие - недоверие; близость - отдаленность.

В качестве черт характера чаще всего ассоциируют­ся со взглядом такие, как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомер­ный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкуп­ный, непримиримый, озлобленный, скромный, не­скромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Правильнее сказать, что та­кие выражения взгляда сообщают не об отдельной чер­те личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т. д.). «У некоторых глаза яркие, искря­щиеся, у других сияющие, словно звезды, у третьих скучные и тусклые, а у большинства и вовсе пустые. Конечно, выражение глаз меняется. Значит, нам нуж­но определить типичное. Одни глаза злые, другие грустные, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. Измерить эти свойства невозможно никаким прибором. Нередко на лице отражаются противоречи­вые свойства характера. Взгляд может быть мягким и рассеянным, а челюсть сильной, выступающей вперед. И наоборот, челюсть слабой, безвольной, а взгляд - острым, пристальным. Легкая выдвинутость челюсти вперед выражает решительность, большая - придает лицу воинственное выражение, а сильно выдвинутая челюсть, как у Муссолини, означает явный вызов и пренебрежение» (приводится по А. Лоуэлу).

Таким образом, оказывается, что качественные ха­рактеристики выражения глаз, их психофизиологичес­кие параметры выполняют функцию дифференциа­ции - типизации личности на основе широкого спектра критериев (интеллект, воля, нравственно-моральные критерии, отношение к себе и другим). Особенно час­то движения глаз, направленность взгляда связывают­ся в обыденном сознании с нравственно-этическими ха­рактеристиками человека (бегающий взгляд - вор).

Обычно описания значений взгляда в общении со­провождаются указанием не только на выражение лица, но и на положение головы. Движение головы и взгляд являются взаимосвязанными элементами эксп­рессивного поведения. Например, взгляд вниз при за­кинутой голове выражает горделивость, надменность. Взгляд вниз при слегка опущенной голове говорит о скромности человека или о его желании выглядеть скромным. Направленный в сторону и фиксированный взгляд при слегка наклоненной голове - выражает недоверие. Взгляд в сторону, с поворотом головы («взгляд через плечо») говорит о превосходстве над кем-нибудь (61).

Взгляд как показатель состояний, отношений лично­сти представлен в живописи, в кино, театре, художе­ственной литературе. Эти жанры искусства выручают практическую психологию, коллекционируя динамичес­кие и качественные характеристики взгляда. Именно они закрепляют за определенными особенностями взгляда его психологические значения, подчеркивают возможности взгляда в качестве способа создания об­раза человека. Кроме названных функций, взгляд, как и другие элементы экспрессивного репертуара, выпол­няет паралингвистические функции, является услови­ем чередования реплик в диалоге. Взгляд наряду с экс­прессией лица является важнейшим компонентом экспрессивного Я личности.

Экспрессия начинается там, где заканчивается мышление, так сказал Альбер Камю, а мы могли бы добавить - и начинаются эмоции. Действительно, на вопрос, что такое экспрессия, можно ответить со стороны психологии, искусства и даже генной инженерии. Но суть, ядро этого слова, заключено в одном очень экспрессивном существительном - чрезвычайности. Чрезвычайности мыслей, движения, образа жизни, порывов, скорости. Пожалуй, с этого и начнем.

Что такое экспрессия

Латинское слово ex-pressio, то есть - выдавливание, выжимание, нагнетание, заставляет посмотреть на знакомое нам понятие с другой стороны. То есть буквально слово экспрессия означало насильственное вызывание каких-либо чувств и эмоций.

Наши словари трактуют это яркое слово иначе и ближе для привычного восприятия - выразительность, чувственность, эмоциональность на грани обнажения личности.

Но по факту экспрессия - это довольно капризный диагноз, который выносится в определенном соответственно параметрам, принятым в этом обществе за норму. Допустим, нет ничего предосудительного для русского человека в том, чтобы, здороваясь со знакомым, придержать его руку в своей. Для истинного британца, как-то не воспитанного на дружественных телесных контактах, такой жест будет выглядеть экспрессивным, если не сказать - ненормальным.

Экспрессия в психологии

Психология не считает, что экспрессия - такое чувственно-эмоциональное поведенческое проявление, ведь человек, демонстрируя себя, преподносит значительную часть своей личности не в словах или поступках, а в собственном облике. Сила чувств, наше самовыражение, основанное на прочном фундаменте из убеждений, привычек, и «эмоциональной слепоте» (зрительно оцениваем окружающих, но не себя), - все это откладывается на манере одеваться, носить макияж, опрятности или неряшливом виде.

Экспрессивная личность присутствует в каждом, ведь синонимами экспрессии являются колоритность, сочность, живость натуры, а нет ни одного человека, периодически не испытывающего в себе яркого подъема, силы, рельефности - каждому знакомо это чувство, горячей волной поднимающееся изнутри. Только кому-то достаточно выпить чашечку кофе, чтобы подняться на высоту эмоций, а кому-то нужно совершить внутреннее преодоление, добиться признания.

Экспрессия в искусстве

Самое наглядное и выразительно проявление экспрессии мы встречаем в искусстве, будь то волнующая картина, скрипичный концерт или зажигательный танец. Для оценки произведения как примера экспрессии не нужно вдаваться в анализ. Если вы ощутили в себе душевное движение, значит, то, что вызвало его, - экспрессивно в той или иной мере.

С его «живыми» иконами, Иероним Босх, переворачивающий сознание невиданной жутью своих полотен, - экспрессионисты. Майкл Флетли, почти забытый Король Айседора Дункан - экспрессионисты. Эпохой экспрессионизма считают расцвет готического направления в Западной Европе, а сейчас того же титула удостоились творческие плоды направления hi-tech.

Зеркало личности

Внутреннюю экспрессию спрятать невозможно, потому что человек не способен отказаться от своей личности. Злой нелюдимый затворник сможет поменять истинное лицо на маску добродушного «соседушки», но не пройдет и десяти минут, как угрюмость начнет продираться сквозь улыбку. Это то же самое, как если калека вдруг начнет притворяться здоровым. Поверят ли ему?

Что такое экспрессия и как она работает, хорошо наблюдать на революционно настроенных людях, генераторах энергии и маятниках, раскачивающих весь окружающий мир вокруг себя. Их секрет в направленном действии своего душевного подъема, в том, что свою искру они несут с уверенным пониманием того, что она светит и греет, а не стыдливо пряча ее под полой. Поэтому основной синоним экспрессии, стоящий на первом месте, - это яркость. Яркая личность всегда экспрессивна, ибо обнаженность чувств есть зеркало - всякий глядящий в него увидит суть. В зеркало же, занавешенное комплексами и предрассудками, затянутое паутиной, и глядеть никому не хочется.

Универсальный язык

Лексическое значение экспрессии - это выразительное, яркое проявление эмоций и личных качеств человека.

Экспрессия здорового человека всегда адаптивна к обществу, образующему культурную ячейку. Смех - нормальная реакция на шутку, и он будет понят как жителем Африки, так и австралийским поселенцем. Но продолжительность естественной реакции на анекдот, сила ее проявления и характер дополнительных жестов регулируются принципами допустимого в конкретной среде. Относится это и к прочим примерам универсального языка экспрессивности: плачу, грусти, радости, восторгу, страху.

Регулируемые социумом нормы не кажутся сильно ограничивающими, но лишь потому, что каждый из нас воспитан в понятиях того, что позволительно, а что нет. Люди, внутренний мир которых не вписывается в установленные рамки, и есть истинные экспрессионисты.

Экспрессия генов

Что такое экспрессия генов, можно понять, только зная приблизительное строение клетки и ту информацию, которую она несет.

Любой человек - из плотно подогнанных клеток, и всего их в пределах 50 трлн. Внутри каждой клетки находится ядро, но само по себе оно только оболочка для ценного набора ДНК, образующего цепочку вокруг концентрата нашей личности - хромосомы. Информация в хромосоме - это сведения о цвете наших глаз, о форме ногтей, о сухости или жирности кожи. Эти сведения не слиты в единый резервуар, а строго разделены на кирпичики - гены. Если только представить, что комплект каждой клетки содержит 20 тыс. генов, то становится понятной сложность каждой личности в отдельности. Мы просто обязаны быть индивидуальностями, обладая таким спектром противопоставлений.

Как и у людей, у каждого из генов есть своя обязанность, которую он «вывозит» или нет. Кто-то регулярно совершает переработку, а кто-то скромно отмалчивается в стороне. И это и есть, собственно, экспрессия генов - характер их активности. Это нельзя назвать отклонением - невозможно всем работать с одинаковой скоростью, и неизменно часть генов будет обладать высокой экспрессией, а часть - низкой. Это не хорошо и не плохо, это абсолютная норма.

Наука, изучающая экспрессию генов, - генная инженерия, ставит впереди себя задачи, знакомые нам разве что по фантастическим фильмам. Одной из целей, возложенных на изучение генной экспрессии, является вечная молодость.

Что мы можем сказать о другом человеке по выражению различных экспрессий его лица в ходе акта общения? Безусловно, наблюдатель может по экспрессии лица определять эмоциональные состояния собеседника, предсказывать до определенной степени его ситуативное поведение. Современные теоретики, изучающие эмоции, соглашаются в том, что по выражению лица можно адекватно прогнозировать поведение партнера по общению (В. А. Барабанщиков, В. А. Лабунская, P. Ekman, C. Izard). Наблюдатель, опираясь на выражение экспрессии лица собеседника, может наиболее адекватно предсказать его поведение в ближайший момент времени, он также может до некоторой степени спрогнозировать его поведение и на более отдаленный промежуток времени. Это означает, что речь идет о восприятии личностных особенностей партнера по общению. Еще Дарвин (1872) говорил, что выражение лица передает информацию не только о состояниях живого существа, но и о его намерениях. Поскольку эмоциональные выражения подразумевают передачу различной межличностной информации в процессе общения, то можно предположить, что экспрессия лица влияет на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека. В этой связи интересный взгляд предлагает Виггинс (Wiggins, Pincus, 1992).

Виггинс с коллегами разработал ясную и понятную воспроизводимую модель межличностной сферы личности, существующую уже на протяжении 40 лет, которая репрезентирует социальное поведение человека в виде межличностного кругового пространства (там же). Например, в соответствии с Виггинсом, понятия, которыми описывают личностные черты, относящиеся к социальному взаимодействию, располагаются в круге, получившим название «межличностное круговое пространство». Это круг, который делится двумя ортогональными осями «доминантность» и «аффилиация». Из различных комбинаций внутри этих измерений можно извлечь большое количество различных дескриптивных шкал, которые описывали бы личностные характеристики человека. Согласно круговой модели, если эмоциональные выражения несут межличностную информацию, тогда различные экспрессии должны передавать признаки, относящиеся и к свойству доминантности, и к свойству принятия. Например, общительный человек будет иметь высокие оценки по принятию и доминантности, тогда как у интровертированного они будут низкие. Таким же образом человек с духом соперничества будет иметь высокие оценки по доминантности, но низкие по принятию, а застенчивый и нерешительный человек – высокие по принятию и низкие по доминантности.

Набор основных экспрессий лица по Экману (2004) – гнев, отвращение, страх, радость и грусть – представляет собой хороший стимульный материал для изучения влияния экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека. Есть даже некоторые экспериментальные данные, в которых показано, что специфические черты лица (такие как брови и рот), вовлеченные в эмоциональные выражения, могут влиять на оценку доминантности и аффилиации. Китинг с коллегами (1981) обнаружила, что рот с поднятыми уголками сигнализирует о счастье в различных культурах, тогда как опущенные брови сигнализируют о доминантности только на западной выборке. Матсумото и Кудо (1993) обнаружили, что как японские, так и американские испытуемые воспринимали наибольшую аффилиацию в улыбающихся лицах, чем в нейтральных. Однако эти исследователи не изучали оценки черт личности относительно других экспрессий лица. Экман отмечал, что опущенные по центру лица брови (буквой V) говорят о гневе, тогда как поднятые (перевернутая V) – о грусти или страхе. Взятые вместе рот и брови предполагают, что конфигурация рта (т. е. зигоматическая главная мышца) может передавать аффилиацию, тогда как конфигурация средней линии на уровне бровей (т. е. совместное действие средней фронтальной и поперечной надбровной мышц) может выражать доминантность.

Различные конфигурации надбровных и ротовых мышц свидетельствуют о различных экспрессиях, которые могут передавать уникальность выраженности доминантности и аффилиации в каждом конкретном случае. Так, экспрессия счастья может передавать высокую аффилиацию, тогда как грусть, страх, гнев и отвращение могут передавать низкую аффилиацию из-за различного расположения рта. Более того, гнев и отвращение могут передавать высокую доминантность, так как средняя линия бровей опущена, а грусть и страх могут сигнализировать о низкой доминантности, в этом случае все происходит наоборот: средняя линия бровей приподнята.

Поскольку первое впечатление, а это и экспрессия лица, сильно влияет на последующую оценку личностных свойств партнера по общению, данная работа представляется крайне актуальной. В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что модальность экспрессии влияет на восприятие индивидуальнопсихологических особенностей человека по выражению его лица. На основании имеющихся данных можно предположить, что экспрессия счастья сигнализирует о высокой степени аффилиации, нейтральное выражение лица – о средней, а экспрессии гнева, страха, отвращения и грусти – о малой степени. В этой связи было бы интересно не только расширить список личностных свойств, но и узнать, какие именно существуют взаимосвязи между экспрессией и оценкой характерологических особенностей человека.

Испытуемые. В эксперименте приняло участие 26 студентов института психоанализа (Москва).

Стимульный материал. В качестве стимульного материала использовались фотоизображения натурщиков, выражающие три основные экспрессии лица – радость, гнев и нейтральное выражение. Фотоизображения были взяты из базы данных фотоэталонов П. Экмана, номера: JJ4–7, JJ3–12, JJ3–4, A1–6, A1–2, A1–14 (рисунок 1).

Процедура. Каждому испытуемому демонстрировались в случайном порядке 6 фотоизображений натурщиков, выражающие три основные экспрессии лица – радость, гнев и нейтральное выражение. С помощью методики «Личностный дифференциал» испытуемым необходимо было оценить индивидуально-психологические характеристики натурщиков. При обработке данных использовалась непараметрическая статистика, критерии Фридмана и Вилкоксона. Анализ данных производился на уровне значимости p<0,05, при этом следует отметить, что большинство сравнений значимо на статистическом уровне p<0,01. 1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Фотоэталоны из базы данных П. Экмана с изображением различных экспрессий, где фотоизображения № 1 и № 2 выражают экспрессию радости; № 3 и № 6 – гнева; № 4 и № 5 – нейтральное состояние


Рис. 2. Оценка по выражению лица индивидуально-психологических особенностей на турщика в зависимости от типа модальности экспрессии лица, где цифры от 1 до 10 (по оси Х) соответствуют шкалам методики «Личностный дифференциал», модальность экспрессии представлена в виде пунктирных линий, а по оси Y выражена средняя оценка психологических свойств натурщиков

Результаты. Результаты пилотажного исследования представлены на рисунках № 2 и № 3. С изменением модальности экспрессии лица натурщика, оценки черт личности, такие как «слабый–сильный» (шкала №2), «зависимый–независимый» (шкала №8), «уверенный–неуверенный» (шкала №17) и «несамостоятельный–самостоятельный» (шкала №20), статистически значимо не различаются, остальные психологические свойства воспринимаются следующим образом.

Радость. Натурщики, выражающие экспрессию радости, воспринимаются как самые разговорчивые, уступчивые, открытые, деятельные, энергичные, отзывчивые, дружелюбные, общительные, но присутствует также и негативная оценка – безответственные, несправедливые и неискренние. Получены оценки средней степени выраженности по сравнению с другими модальностями экспрессий лица по следующим шкалам: «обаятельный–непривлекательный» (№1), «добрый–эгоистичный» (№7), «решительный–нерешительный» (№11), «справедливый–несправедливый» (№13), «расслабленный–напряженный» (№14), «суетливый–спокойный» (№15), «раздражительный–невозмутимый» (№21).

Гнев. Натурщики, выражающие экспрессию гнева, воспринимаются как непривлекательные, безответственные, упрямые, замкнутые, эгоистичные, черствые, несправедливые, напряженные, суетливые, враждебные, нелюдимые, неискренние и раздражительные. Кроме этого, выделяются и положительные оценки, такие как молчаливые, деятельные, решительные и энергичные.

Нейтральное выражение лица. Натурщики с нейтральным выражением лица воспринимаются как обаятельные, молчаливые, добросовестные, уступчивые, открытые, справедливые, дружелюбные, невозмутимые, но при этом – пассивные, нерешительные и вялые.

Рис. 3. Оценка по выражению лица индивидуально-психологических особенностей натурщика в зависимости от типа модальности экспрессии лица, где, цифры от 11 до 21 (по оси Х) соответствуют шкалам методики «Личностный дифференциал», модальность экспрессии представлена в виде пунктирных линий, а по оси Y выражена средняя оценка психологических свойств натурщиков

Максимальная выраженность разговорчивости (№3), открытости (№6), деятельности (№ 9) и общительности (№ 18) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию радости.

Максимальная выраженность непривлекательности (№ 1), упрямости (№ 5), эгоистичности (№ 7), решительности (№ 11), напряженности (№ 14), суетливости (№15), враждебности (№16) и раздражительности (№21) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию гнева.

Максимальная выраженность доброты (№7), отзывчивости (№10), расслабленности (№ 14), спокойствия (№ 15), честности (№ 19) и невозмутимости (№ 21) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию нейтрального выражения лица.

Ряд других исследователей приводят подобные результаты, но не тождественные. Исследование Б. Кнатсон (Knutson, 1996) было специально посвящено изучению влияния экспрессии лица на оценку таких качеств человека, как доминантность и дружелюбность. Натурщики с экспрессией счастья воспринимаются более активными, влиятельными и дружественными, с экспрессией гнева и отвращения – влиятельными, но не слишком дружественными, а с экспрессией страха и печали – пассивными, подверженными воздействию извне. Подобные выводы подтверждают исследования Матсумото и Кудо (Matsumoto & Kudoh, 1993), в которых было показано, что люди с эмоцией счастья оцениваются более дружелюбными, чем с нейтральным выражением лица.

Психологические характеристики, полученные в нашем эксперименте, в большей степени согласуются с моделью межличностной сферы Виггинса. Например, оценка экспрессии радости соответствует общительности, деятельности и т. д., а экспрессии гнева – эгоистичности, враждебности и т.д. Приведенные оценки психологических характеристик находятся на противоположных полюсах круга Виггинса.

Таким образом, модальность экспрессии лица оказывает влияние на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека, за исключением: «слабый–сильный», «зависимый–независимый», «уверенный–неуверенный» и «несамостоятельный–самостоятельный».

Монография посвящена исследованиям психологических механизмов восприятия состояний стороннего человека по выражению его лица. Рассматриваются способы проявления эмоций в экспрессиях (мимике) лица и логика "проникновения" наблюдателя во внутренний мир коммуниканта. Опираясь на большой эмпирический материал и собственные экспериментальные данные, автор анализирует природу одного из важнейших аспектов невербального общения, описывает новейшие методы изучения восприятия лица, обсуждает современные подходы и концепции межличностного познания. Обосновываются предпосылки новой области психологического знания и практики - фациопсихологии.
Книга предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, культурологов, деятелей искусства, работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, служб визуального контроля, а также тех, кто интересуется закономерностями познания и общения людей и современным состоянием экспериментальной психологии.

Характеристики

  • ISBN 978-5-9270-0249-8
  • Для взрослых: 0
  • Особые условия продажи: Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньги
  • Производитель: Институт психологии РАН